Казачьи забавы



kazak7Методическое пособие

Печатное приложение к видеофильму по традиционным мужским играм и развлечениям
Игры на кассете были представлены преподавателями из разных регионов России, прибывшими на семинар с целью обмена опытом, и поэтому не все игры казачьи, хотя аналогичные игры встречаются и у казаков. Названия игр даются именно так, как их называли педагоги, прибывшие на семинар. Неоценимую роль игры, молодецких забав, их цели, задачи, историю вы можете узнать, прочитав книги Игоря Морозова «Забавы вокруг печки», «Не робей, воробей», «Женитьба добра молодца» и другие, связанные с традиционными мужскими играми и развлечениями.

Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на

внешнюю сторону ладони. Задача играющих — любым способом заставить соперника

выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же «наказывают» ударом плетки, на что он обязан ответить

«спасибо за науку», и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. «Пинки».

Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. «Фанера».

Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание — удар кулаком в грудь.

4. «Снять шапку».

Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. «Вытолкнуть из круга» (с палкой).

Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. «Вырвать репу» (с палкой).

Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. «Положить на спину» (с палкой).

Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. «Бульдозер».

Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. «Ладушки».

Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем

поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.

Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. «Опуститься плавно».

Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.

Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

землю.

11. «Столкнуть с места» (с палкой).

Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках — палка. Палку необходимо держать одной

рукой за конец, другой — в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

 

12. «Падение с высоты на руки».
Игроки выстраиваются в две шеренги перед
высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,

затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает

на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на

руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете

игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом

падения лежит один из игроков.

13. «Готовь кулаки».

Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну

линию. Водящий выкрикивает: «Готовь кулаки!» Игроки отвечают: «На чьи боки?»

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается

убежать, а игроки — поймать и «намять бока» убегающему. Если игроку удалось

убежать, водящий остается прежний, ежели ему «намяли бока», то водящим

становится он.

14. «Колесо поймать» (с палками).

Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков —

палки. Задача каждой из команд — палками поймать брошенное в них деревянное

колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной — около пяти

сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она

остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет — то

отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,

соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая

соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из

команд. Проигравшую команду обычно «наказывают» хворостиной или нагайкой.

15. «Прогон».

Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.

Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно — без пуговиц) по водящему игроку

так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.

Задача водящего — попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это

удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он

остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в «прогон»

(«прогон» — две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза

(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему

это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

 

 



8 Responses to “Казачьи забавы”

  1. интересный пост…

  2. Познавательно